Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Педагогика как наука » Методы и приёмы формирования хронологических представлений младших школьников » Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Страница 2

Лучше всего усвоение этих понятий проходит на специальных занятиях в рамках пропедевтического курса, основанного на вспомогательных исторических дисциплинах, например в курсе «Введение в историю», разработанном Е. В. Саплиной и А. И. Саплиным .

По программе Е. В. Саплиной и А. И. Саплина «Ведение в историю» тема «Лента времени» изучается одной из первых.

Авторы предлагают детям познакомится с понятием «историческое время», основываясь на их жизненном опыте.

Пример. На уроке по теме «Лента времени» в ходе беседы учитель задаёт вопрос: «В каком году вы родились?» Школьник отвечает: «Я родился в 19… г.». Если спрашивают: «Когда произошло какое-либо событие?» - то отвечают: «В таком-то году, веке, тысячелетии».

Вводятся понятия: «год», «век», «тысячелетие» (возможно чтение текста учебника).

Далее вводится понятие «линия времени» и учитель объясняет, что штрихами на «линии времени» нанесены века. (Каждый отрезок равен 100 годам. Например, года между 1801-м и 1900-м приходятся на XIX век). Любое историческое время мы можем нанести на «ленту времени». И далее идёт работа с творческими заданиями.

Пример. В «тетради для творческих заданий», разработанной Е. В. Саплиной и А. И. Саплиным, предлагаются следующие упражнения.

1.Нарисуйте «ленту времени» и выполните задания:

- разделите её на 30 отрезков (каждый отрезок будет соответствовать веку);

- на последнем отрезке обозначьте год и век, в котором мы живём;

- отсчитайте по одному веку назад, отмечая их на «ленте времени» XIX, XVIII, XVII и т. д.;

- окончание счёта обозначьте цифрой 0;

- на оставшиеся отрезки нанесите обозначение веков до нашей эры.

2.Попробуйте приблизительно найти на «ленте времени» те годы, когда произошли следующие события;

- крещение Руси – 988 г.;

- Куликовская битва – 1380 г.;

- Бородинское сражение – 1812 г.;

- Марафонское сражение между греками и персами – 490 г. до нашей эры

3.Проверте своё знание римских цифр, которыми обозначены века. Напишите их значение арабскими цифрами.

4.Напишите, к каким векам относятся перечисленные ниже годы, например: 1779 г. – XVIII век и т. п.

5.Перед вами «лента времени». Вырежьте фигурки разных людей (изображение фигурок даётся в тетради, что облегчает работу учителя и не искажает представлений детей о эпохе) и наклейте их на «ленту времени» в те отрезки, которые соответствуют времени их жизни.

Перечислим методы и приёмы, используемые учителем для формирования хронологических представлений:

1.При подготовке к уроку необходимо тщательно отобрать даты, которые должен запомнить ребёнок в процессе изучения нового материала.

2.Даты необходимо выписывать на доску и по ходу изложения материала, фиксировать на них внимание детей.

3.При закреплении даты необходимо использовать элементарные хронологические задачи различного типа.

4.»Лента времени» - эффективный приём, который можно использовать на различных этапах урока.

5.Можно использовать различные игровые моменты: ребусы, кроссворды, загадки, ассоциации, хронологическое лото, логические цепочки, игры «Поймай дату», «Четвёртый лишний» и др.

6.Также можно проводить работу с хронологическими таблицами.

Формирование первичных представлений о времени у младших школьников позволяет начать формирование представлений о движении исторического времени, что в последствии позволит более продуктивно рассматривать закономерности развития исторического процесса.

Формирование историко-временных представлений начинаются в тот момент, когда учащиеся впервые знакомятся с историческим фактом. Уже в 1 - 2-м классах учитель, сообщая отдельные факты из прошлого нашей Родины, заботится о том, чтобы в сознании детей запечатлеть своеобразие этих фактов, не похожих на окружающую их жизнь. В результате у учащихся создаётся впечатление о том, что жизнь людей в прошлом очень сильно отличалась от современной. Вводится и первое историко-временное разграничение: прошлое – настоящее – будущее. Учащимся 2 класса доступно уже и более конкретное понимание отдалённости событий в рамках, имеющихся у них временных представлений.

В 3 классе историко-временные представления учащихся развиваются и углубляются на базе создания образных представлений о прошлом. Объём исторического материала позволяет ввести ещё одно историко-временное разграничение – выделить жизнь людей в далёком прошлом. В этом же классе возможно и необходимо добиваться понимания учащимися последовательности свершения исторических фактов хотя бы в самой общей форме: какой факт произошёл раньше, какой следовал за ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении «Как любить ребёнка»
Трудно проводить анализ произведений Януша Корчака, будучи зажатым в рамки требований написания исследовательской работы. Трудно потому, что тот, кто прочёл хотя бы несколько работ этого особенного автора, не мог не заразиться его вольномыслием, его детской непосредственностью при выражении своих идей. Сразу ...

Способы изготовления игрушек с подвижными частями. Материалы, оборудование, инструменты
Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение». ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru