Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Педагогика как наука » Методы и приёмы формирования хронологических представлений младших школьников » Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Страница 4

- Одиннадцать - двенадцать.

- Какой у нас сейчас год?

- Сейчас 2009год. (Запись на доске: «2009 г».)

- Сколько полных веков в числе 2009? Двадцать. (Учитель подчёркивает в числе 2009 первые две цифры.) – XX веков.

- Что же означает число 9?

- Число 9 означает, что 9 лет прошло уже следующего , XXI-го века.

- Как же можно сказать о том времени, в котором мы живём, не употребляя слово «год»?

- Мы живём в XXI-м веке.

- В начале беседы мы установили, что древние славяне жили 11-12 веков назад. Определите, какой век был 11 столетий назад.

- 11 столетий назад был девятый век. (На доске запись «20 веков-11 веков=9 веков».)

- А какой век был 12 столетий назад?

- 12 столетий назад был 8-й век.

- Можно сказать, что древние славяне жили в VIII-IX-м веках. Следовательно, мы с вами начали изучать историю с VIII-го века.

Одним из приёмов закрепления хронологии является установление связи между историческими событиями и основными этапами жизни исторических деятелей, участвовавших в этих событиях, в частности введение данных о возрасте исторических деятелей.

Исторические деятели выступают у нас на уроках обычно либо лишёнными возрастной определённости, либо в некотором стабильном возрасте, зафиксированном в представлении учащихся чаще всего на основании портретов, помещённых в учебнике, на основании популярных исторических фильмов и т. п.

Не создадим ли мы у школьника более реальное представление исторического времени, если в рассказе о походе на Казань упомянем о 22-летнем царе Иване, а конец Ливонской войны свяжем с представлением о человеке, перевалившем на шестой десяток?

Важнейшие хронологические даты нужно запомнить и твёрдо знать. Закрепление хронологических дат начинается уже в ходе сообщения нового материала: учитель чётко называет дату, повторяет её, записывает на доске; школьники записывают её в тетрадь, заносят в календарь событий, в хронологическую карточку, которой пользуются при повторении. Дату важно не только запомнить, ещё важнее не забывать её. В практике преподавания не редко встречается беглое повторение ранее усвоенных дат путём спрашивания вразбивку. Такое закрепление в лучшем случае даёт лишь механическое запоминание.

Полезны хронологические задачи, способствующие сознательному закреплению дат и раскрытию связей и закономерностей, например задача: о чём рассказывают даты 1497,1581, 1597, 1649?

Выполняя задания по хронологии, ученики к каждой дате подбирают соответствующее событие, вычисляют продолжительность событий, расставляют их в хронологической последовательности ; определяют временные промежутки между ними, отдалённость от нашего времени. Основные даты ученики записывают в единую хронологическую таблицу в конце тетради. В процессе объяснения нового материала учитель записывает основные даты на доске. По сравнению с опорными основные даты записывают более крупно и заключают в рамку.

Для понимания хронологии важно связывать каждую новую дату с предшествующей. По ходу объяснения учитель задаёт вопросы: Сколько лет прошло с …? Произошло это раньше или позже? На сколько лет? Когда это было? В какой хронологической последовательности мы поставим события…? Какое важное событие произошло в … году?

Для осознанного запоминания дат и событий их важно также связывать со временем правления конкретных лиц – князей, царей и императоров. Для этого учитель ставит ученикам вопросы: Во время чьего правления был построен…? Что построено раньше, а что позже, на сколько лет? В какие века?

В усвоении хронологии помогают различные игровые приёмы. Например, всем классом дети заранее изготовляют карточки в виде рыбок с датами. К ним прикрепляют скрепки, кладут в коробку и по очереди начинают «удить рыбу». «Поймав» дату, ученик рассказывает о связанном с ней событии.

Таким образом, в методике и практике преподавания истории в начальной школе могут применяться различные приёмы формирования хронологических представлений, которые в дальнейшем будут переведены историками – предметниками в прочные понятия. Отбор приёмов и их применение зависит от творческих способностей и опыта учителя. Практикующие учителя могут разрабатывать и собственные варианты применения конкретных приёмов на конкретных уроках.

Констатирующий эксперимент

Цель:

выявить уровень сформированности хронологических представлений у детей.

Задачи:

1. Подобрать задания.

2. Провести тест.

3. Проанализировать работы.

4. Представить анализ работ графически.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Принципы комплектования медицинских групп
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. В некоторых школах допускается пра ...

Специфика проявления готовности у выпускников детских дошкольных учреждений
Закладка основ теоретического отношения к действительности — специфическая задача начальной школы. Цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных генетических предпосылок. Вместе с тем очевидно, что развиват ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru