Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Педагогика как наука » Методы и приёмы формирования хронологических представлений младших школьников » Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Страница 3

В 3 классе осмысливается детьми несколько исторических дат. Осмысливание отдельных важнейших дат осуществляется путём выяснения того, сколько лет тому назад произошло событие, сколько лет прошло с тех пор. На уроках арифметики ребята знакомятся с понятием «век».

В 4 классе на основе конкретных представлений об изучаемых исторических фактах, используя приём сравнения, учитель вырабатывает у учащихся представления о каждом историческом периоде, показывает, чем отличается один период в истории нашей Родины от другого.

Вместе с тем в 4 классе необходимо использовать специальные приёмы, развивающие представления ребят о времени, способствующие сознательному усвоению и запоминанию необходимых исторических дат.

В методике начального обучения истории и практике учителей сложились определённые методические приёмы создания у учащихся осознанных историко-временных представлений. Следуя известному дидактическому принципу – от известного к неизвестному, учитель формирует у ребят историко-временные представления, опираясь на близкие и понятные им представления о длительности и давности. Так, приступая к изучению истории в 4 классе, учитель знакомит учащихся с историческими источниками и указывает, сколько лет тому назад существовали упоминаемые в учебнике события.

Так у ребят впервые складывается представление о возможности человека заглянуть вглубь истории, о том, что исторические события находятся на различном «расстоянии» не только от сегодняшнего дня, но и друг от друга. В дальнейшем, когда ребята усвоят понятия «век» и «дата», целесообразно не только указывать дату изучаемого события, но и требовать обязательного определения того, сколько лет назад произошло данное событие, сколько лет отделяет вновь изучаемое событие от событий уже известных учащимся.

В формировании историко-временных представлений большое место занимают уроки, на которых учитель знакомит учащихся в пределах, доступных возрасту, с современным летосчислением. От эффективности этих уроков во многом зависит успех формирования историко-временных представлений, степень подготовки учащихся к расширению и углублению этих представлений в 5 классе. Знакомить ребят с летосчислением учитель начинает с самого первого урока, рассказывая об обитателях славянского посёлка. Отмечая, что древние славяне жили 1100 – 1200 лет назад, учитель создаёт у учащихся представление о том, в какое далёкое прошлое проникают ребята, изучая историю в 4 классе. На этом уроке дети часто задают вопросы: «Почему не изучаем историю с самого начала? Как жили люди, когда посёлков не было?» и т. п. Если такие вопросы возникнут, следует ответить, что об этом ученики узнают на уроках истории в 5 классе. После этого учитель работает над углублением понятия «век», создавая у учащихся реальное представление об историческом времени.

Опираясь на известные ребятам единицы времени и те отсчёты, которые они вели во 2 и 3 классах, учитель в ходе беседы конкретизирует представление о веке.

« - Скажите, когда прозвенел звонок на этот урок?

- Только что.

- А как определить точнее, сколько времени назад был звонок?

- Две-три минуты.

- Правильно. Значит, мы сосчитали время в минутах. А сколько времени прошло с тех пор, как вы встали сегодня?

- Два-три часа.

- Сколько времени прошло после прошлого урока истории?

- Три дня.

- Сколько времени прошло с тех пор, как вы родились?

- Десять лет.

Учитель из ответов учащихся делает вывод, что мы измеряем продолжительность тех или иных событий времени: минутами (сколько минут длится урок), часами (сколько часов назад встали), днями, годами».

Продолжая беседу, учитель обращает внимание на то, что значительные события в жизни каждого человека измеряются чаще всего годами.

Значит, для того чтобы написать историю одного человека, т. е. перечислить главные события его жизни, вполне достаточно вести счёт времени годами.

История страны повествует о событиях, важных не только для какого-нибудь одного человека, а для всех людей. В ходе дальнейшей беседы они приходят к убеждению, что такие, например, события, как первые полёты советских космонавтов, обязательно «будут записаны в историю». Об исторических событиях люди будут помнить много-много лет спустя, так же как мы сейчас изучаем события, происходившие не только за несколько десятков, но и за несколько сотен лет до наших дней.

Поэтому в истории счёт лет ведётся не только годами, десятилетиями, но и столетиями. Каждые сто лет называются веком.

Выше мы упоминали, что древние славяне жили 1100 – 1200 лет назад. Сколько веков назад жили древние славяне?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Состояние проблемы управления качеством образования
Состояние проблемы управления качеством современного образования определяется прежде всего факторами внешней среды, а именно социально-экономическими условиями деятельности субъектов, важнейшей составляющей которых выступает рынок труда. Мир труда радикально меняется, и большая часть знаний, которые студенты ...

Технология работы по формированию здорового образа жизни
Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru