Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Педагогика как наука » Методы и приёмы формирования хронологических представлений младших школьников » Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Страница 10

Анализ результатов: результаты детей значительно улучшились.

Например, в задании №1 всё неверно было только у одного ученика, Гораздо лучше стали результаты в заданиях № 3, №5, №7, №8, №9, №10, №11, №12.

Обучающиеся стали лучше ориентироваться на ленте времени. научились соотносить римские и арабские цифры, определять по году век, обозначать арабские цифры римскими и наоборот.

В процентном соотношении результаты итогового эксперимента выглядят так (диаграмма №2):

Диаграмма №2

Сопоставим результаты констатирующего и итогового эксперимента (Диаграмма №3):

Диаграмма №3. Сравнительная диаграмма

Из представленной диаграммы видно, что количество отметок 5 в итоговом эксперименте составляет 8%, тогда как в констатирующем пятёрок не было совсем. Количество отметок 4 в итоговом эксперименте повысилось до 46%, количество отметок 3 - до 42%, а вот количество отметок 2 снизилось до 4%.

Вывод: если учитель применяет эффективные методы и приёмы формирования хронологических представлений, то знания обучающихся в этой области улучшатся.

Таким образом гипотеза подтверждается полностью.

В ходе выполнения работы определила важность и необходимость формирования хронологических представлений младших школьников в изучении дисциплины «Окружающий мир». Хронология – наука о счёте времени, о способах летоисчисления, об определении точных дат исторических событий, о локализации событий в историческом процессе. Задача хронологии – установление временных отношений между изучаемыми фактами, что, в свою очередь, служит опорой для сознательного усвоения школьниками системы исторических знаний для лучшего уяснения последовательности исторических фактов. Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. Эта отрасль науки создаёт ту основу, на которой базируется школьная хронология.

Цель изучения хронологии в школе – показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летосчисления. Цель определяет задачи: обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени; способствовать развитию их временных представлений; помочь усвоению важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра).

Формирование временных представлений закладывает основы общего целостного восприятия окружающего их мира, элементов его прошлого, настоящего и будущего. В начальных классах развитие представлений школьника об историческом времени, о последовательности событий, вносится известный хронологический порядок в представления о прошлом.

Особенностью исторического факта является его временная определённость. Только определив время совершения события, можно установить его связи с предшествовавшими и последующими событиями, его причины и последствия. Изучение истории в школе требует, чтобы учащиеся умели представлять исторические события во времени, знали, когда произошло, то или иное событие. Самые яркие представления учащихся о прошлом, если они не связаны с представлением об определённом времени, в значительной мере лишены познавательной ценности, не являются знанием истории, которая вся развивается во времени.

Из всего выше сказанного мы можем увидеть, что какой бы путь не выбрал педагог для изучения истории в начальных классах, он непременно может добиться намеченного результата. Так за время опытно-экспериментальной работы, мной сделаны следующие выводы: нужно систематически и непрерывно проводить работу по формированию хронологических представлений. Таким образом, в методике и практике преподавания дисциплины «Окружающий мир» в начальной школе могут применяться различные приёмы формирования хронологических представлений, которые в дальнейшем будут переведены историками – предметниками в прочные понятия. Отбор приёмов и их применение зависит от творческих способностей и опыта учителя.

Считаю, что поставленных целей и задач достигла, т. к. мы изучили содержательные, организационные и методические возможности формирования временных представлений младших школьников при преподавании исторических курсов в рамках дисциплины «Окружающий мир».

Страницы: 5 6 7 8 9 10 


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru