Учитель как источник информации, ранее лидирующий на «информационном поле» системы образования, постепенно вытесняются со своих привычных позиций. Новые тенденции в развитии информационной культуры общества никоим образом не исключает учителя из системы образования, но влекут за собой изменения в соотношении его функций – функции организатора обучающегося взаимодействия учащихся с разнообразными источниками информации и формирования у учащихся умений и навыков самостоятельного информационного потребления.
Будить и поддерживать образовательную инициативу учащихся.
Создавать необходимые условия учащимся для самостоятельного учения (и научения) в широкой информационно-образовательной среде.
Оказать квалифицированную помощь в определении значимых направлений.
Осуществлять корректировку успешности процесса учения и научения и оптимизировать его с точки зрения средств и способов достижения результата.
Состав источников информации среды учения на современном этапе развития общества существенно обогатился за счет становления и быстрого развития в сфере образования компьютерной информационной сети. Виртуальная информационная среда обладает специфическим материалом. Его составные части:
аппарат представления учебной информации;
аппарат ориентирования;
аппарат усвоения учебного материала.
В условиях виртуального режима функционирования они обладают в сравнении с традиционными источниками знаний целым рядом бесспорных преимуществ.
Образовательная мощность виртуальной среды в условиях стремительного совершенствования технологии производства компьютерной техники, определяющей скорость обработки и передачи информации, информационную емкость компьютера, появление возможностей хранения информации на различных носителях, неуклонно нарастает. Это обстоятельство обязывает педагогическое сообщество адекватно оценить виртуальную среду в составе прочих источников информации по масштабам и эффективности ее образовательного воздействия.
Программно-педагогические средства (ППС) образуют различные типы предметных электронных учебных изданий. К настоящему времени сформировалось их некоторая система.
Типы информационно-коммуникационных педагогических технологий:
электронные учебники;
электронные энциклопедии;
электронные справочники;
электронные каталоги: рисунков, фото, иллюстраций, моделей, видеоматериалов, таблиц, схем, тематических презентаций и т.п.;
электронные библиотеки (каталоги и соответствующие им коллекции: электронных версий учебников, учебных пособий)
обучающие среды, предусматривающие: использование комплекса средств обучающего воздействия – мотивация учения, предъявление материала, отработка, контроль; интерактивный характер обучения и вариативность его способов в двух их разновидностях:
сценарии;
моделирующие среды (электронные конструкторы как частный случай среды моделирования)
электронные тренажеры;
электронные тесты.
Но весь этот набор средств не позволяет учителю творить, поэтому он стоит на выборе изучения программ, которые позволят ему и его учащимся создавать свои методический комплексы в соответствии с выбранной программой, учебником, понимание необходимости знаний на современном этапе жизни.
Характерной особенностью школы ХХI века является обновление общего среднего образования, расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной области культуры и в изобразительной базовой области «Искусство». Одним из наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является интегрированный курс «Мировая художественная культура», который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи.
Другие статьи:
Сравнительные возможности методов обучения
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 1. Соответствие методов принципам ...
Характеристика уровня сформированности
представлений младших школьников о ЗОЖ
На первом этапе исследования детям была предложена анкета, вопросы которой направлены на выявление представлений детей о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ. В итоге получили следующие резул ...