Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса

Педагогика как наука » Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса

Страница 23

2 задача - практический этап - реализовать на практике разработанную систему;

3 задача - обобщающий этап - проанализировать результаты эксперимента в соответствии с заявленными целями и сделать вывод об эффективности разработанных внеклассных занятий для развития интереса к литературе у учащихся 5 класса.

Гипотеза: внеклассные занятия по литературе будут эффективны для развития интереса к литературе у учащихся 5 класса, если они будут разработаны в соответствии с возрастными особенностями учащихся и их интересами; если учитываются особенности формирования и развития познавательного интереса.

Эксперимент будет проводиться в период прохождения преддипломной практики и состоять из трех этапов:

На подготовительном этапе мы разрабатывали внеклассные занятия, подбирали диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень развития интереса на начало и конец исследования, а также динамику его развития. Для этого мы использовали следующие методики: тесты - стандартизированные, краткие и ограниченные во времени задания, позволяющие провести статистическую обработку результатов за наименьшее количество времени, соотнести результат с нормой, благодаря уровневому характеру оценки измеряемого параметра. Используемый в нашем исследовании тест разработан на основе методики "Структура интересов" В. Хеннинга, и "Карта интересов" А.Е. Голомштока. Тест предназначен для выявления у учащихся уровня уже имеющегося интереса к литературе и состоит из шести утверждений, выявляющих отношение учащихся к искусству слова. В зависимости от приемлемости содержания, учащиеся могут проранжировать их по 4 критериям:

1 - совершенно неинтересно (неприемлемо); 3 - интересно (приемлемо);

2 - неинтересно (неприемлемо); 4 - очень интересно.

Полученные баллы суммируются, и выявляется уровень развития интереса в сопоставлении со следующими критериями оценки уровня развития: 6-9 - ниже среднего; 16-21 - выше среднего; 10-15 - средний; 22-24 - оптимальный.

Таким образом, данный тест позволяет выявить уровень развития интереса к литературе у учащихся 5 класса в начале эксперимента. Эти данные можно будет сравнить с результатами теста, проведенного в конце эксперимента, и оценить степень эффективности разработанной системы занятий для развития интереса к литературе.

Полагая, что одного теста недостаточно для того, чтобы в полной мере оценить уровень развития интереса к литературе, конкретных устремлений в области литературы, мы хотим использовать анкету, открытые вопросы которой позволят респонденту строить свою свободную конструкцию ответа. Преимущество анкеты состоит в получении полной информации об интересах учащихся в литературе. Анкета состоит из 8 вопросов, обработка которых позволит определить не только наличие или отсутствие интереса, но и то, что больше привлекает учащихся при изучении данного предмета.

В процессе проведения эксперимента необходимо будет следить за динамикой развития интереса к литературе у группы учащихся, у которых, по результатам первичного замера, уровень развития интереса к литературе ниже среднего. В этом нам поможет карта наблюдения, предполагающая наблюдение за шестью показателями проявления познавательного интереса (выделенные Морозовой Н. Г.): эмоциональный отклик, увлеченность деятельностью, активность, возникающие и задаваемые вопросы, преобладание непроизвольного внимания, адекватность реакции: радость - на успех, огорчение - на неудачу. За степень проявления каждого из них выставляются баллы: 4 - проявляется оптимально, 3 - достаточно, 2 - недостаточно, 1 - отсутствует. Полученные баллы суммируются и сравниваются с критериями оценки развития интереса.

Страницы: 18 19 20 21 22 23 24 25 26


Другие статьи:

Задание на практику
Задание на практику по введению в специальность выдается каждому студенту индивидуально преподавателем — координатором практики, который является ведущим лектором курса «Введение в специальность». В задании указано, кто будет непосредственным руководителем практики — преподаватель, его полные фамилия, имя и ...

Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в частности в театрализованной деятельности
Театрально-игровая деятельность детей − это интегрированный вид деятельности. Она включает элементы игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности, которые они объединены единым сценическим решением в кукольном представлении или драматизации. О роли театрального искусства в эстетическом в ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru