Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса

Педагогика как наука » Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса

Страница 7

Хорошим материалом для развития читательского интереса учащихся, их духовных, нравственных качеств можно считать сказки замечательного датского писателя Х.К. Андерсена.

Он сделал решительный шаг навстречу литературной сказке. Андерсен - писатель, утверждавший, что сказки - "блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей", писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые прозаические вещи превращаются в сказку: оловынный солдатик, осколок бутылки, обломок штопольный иглы, воротничков, серебрянные моменты, мяч, ножницы и многое-многое другое. Каждый цветок, каждый уличный фонарь рассказывали сказочнику свою историю, а он передавал ее детям: о том, как гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя, а молодая девушка стала "принцессой на горошине"; о том, как король вышел на прогулку без платья и маленький мальчик громоглассно заявил: "А ведь король - то голый!"; о том, как Снежная Королева пыталась превратить в кусочек льда сердце маленького Кая. И о том, почему серенький житель лесов - соловей поет во сто крат пленительнее драгоценной искусственной птицы.

Простые домашние вещи: кухонная утварь, детские игрушки, предметы одежды, растения и цветы, которые можно встретить в поле, в огороде, в садике возле дома; совсем обыкновенные, окружающие нас домашние животные и домашняя птица; собаки, кошки, куры, утки, индюки, обитающие в саду певчие птахи - все это излюбленные сказочные персонажи Андерсена, каждый со своей историей, характером манерой поведения и речи, своим юмором, капризами и причудами.

Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания.

В каждой сказке Андерсена сливаются две действительности. Одна - подлинная жизнь цветка, мухи, дерева, чашки или кофейника; другая не менее подлинная - судьба человека, история человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, смерти. Сочетание сказочного, волшебного и реального, обыденного делает произведения Андерсена двуплановыми, одинаково интересными и детям, и взрослым.

Дети воспринимают внешнюю, конкретную форму сказочного события, поддаются очарованию вымыслы, их завораживает победа добра и зла, быстрая смена событий, взрослые понимают стоящие за сказочной схемой сложные человеческие отношения, находят в этих сказках глубокую философию, примеры подлинной жизни с ее радостями и разочарованиями, любовью и смертью, правдой и ложью.

Удивительный дар Андерсена: "Прежде всего из умения видеть в повседневной жизни, в самом обыденном и привычном - чудеса, волшебство, то есть находить живую душу во всем, решительно во всем, что нас окружает: в цветах, в деревьях, в предметах, даже самых, казалось бы, неподходящих".

Вспомните сказку про кроткую, сердобольную Ромашку, пожалевшую птичку - пленницу. Или про неугомонную, любопытную Елку, которая не ценила привольной жизни в лесу, а все рвалась куда-то, все искала, где лучше.

Или про болтливую штопальную иглу, которая важничала, словно была швейной иглой. А разве ромашка, елка, штопальная игла не напоминают вам каких-то знакомых? Как и все остальные характеры Андерсена взяты прямо из жизни, они подмечены острым, зорким наблюдателем, и его коротенькие сказки часто раскрывают современную ему действительность куда правдивее и полнее иных пухлых бытописательных романов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другие статьи:

Активные процессы в области современного ударения
Одной из важнейшей составляющих понятия культура является язык, о котором известный лингвист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Язык народа есть дух народа». Если мы не умеем пользоваться языком, мы не чувствуем и нашей культуры, не являемся русскими, поэтому нам так необходимо сейчас научиться не только любит ...

Дидактические концепции Л.В. Занкова и В.В. Давыдова
В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения, относящихся к современным. С конца 1950-х гг. научным коллективом под руководством Л.В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения. Оно было предпринято с це ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru