Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Педагогика как наука » Советское обществоведение в школе в период перестройки » Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Страница 10

В соответствии с современной государственной образовательной политикой, которая реализуется в стратегии модернизации системы общего образования, основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений должны стать не сами по себе знания, умения и навыки, а набор «ключевых компетентностей» в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни. На смену «зна-ниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход», что не исключает, а обогащает и модернизирует традиционный для российской школы подход к целям и содержанию общего образования.

Поэтому текущий период модернизации российского образования, включающий школьное обществоведение, в качестве одной из главных государственных задач имеет совершенствование механизмов контроля над качеством образования всех уровней. Этой задаче подчинены разработка и принятие государственных стандартов общего образования, разгрузка содержания образования, введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, попытка организации ЕГЭ (единого государственного экзамена). Обществоведческое образование впервые явно вплетается в общую логику изменения экономики, политики, судебной системы, развития гражданского общества и третьего сектора. Рамки модернизации образования, осознаваемого государством определяются «вызовами времени», которые отражаются в процессах миграции, глобализации, инновационной экономики.

3. В исследуемый период школьное социогуманитарное образование полностью отражало процесс смены парадигм общества, поиска новых методологических подходов, ценностных оснований и в полной мере проявилось в формировании новых подходов к школьному обществоведческому образованию с учётом социальных реалий жизни.

Если во второй половине 1980-х гг. цели обществоведческого образования ставила правящая партия, исходя из программной задачи «воспитание нового человека», понимающего политику КПСС и способного проводить ее в жизнь, то в 1990-е гг. цели формировал «социальный заказ», не отождествляемый с идеологическими ориентирами той или иной партии. «Социальный заказ» был отражением потребностей не только российского общества в це-лом, но и формирующейся личности в частности.

В начале 1990-х гг. необходимость нового обществоведческого курса объяснялась коренными переменами в стране; стремлением возродить российскую государственность, преодолеть «образ врага» в отношениях с другими странами; перестройкой в сфере образования; активным отторжением педагогами и школьной молодежью прежнего содержания общественных дисциплин. Вторая уполовина 90-х гг., с принятием ряда документов долговременного государственного и гражданского действия (прежде всего Конституции РФ), формировали заказ на разработку и внедрение нового обществоведческого образования: индивидуального, личностно-ориентированного, интегративного.

Динамизм социальной структуры российского общества начала XXI века, связанного со становлением многоукладной рыночной экономики, появлением новых социальных групп, утверждением политического и идеологического многообразия, свободы массовой информации, общеевропейских интеграционных процессов, куда стремится и Россия, стремительный характер процесса развития технологий, меняющегося информационного пространства, формирования «человеческого капитала», обладающего значительным творческим потенциалом и высоким уровнем интеллекта, диктуют необходимость модернизационной перестройки системы образования. А это требует переосмысления роли и места школьного историко-обществоведческого образования в системе общего образования на основе новой парадигмы гуманитарного образования, основанной на возрождении принципов гражданского воспитания, повышении значимости социализации, интеграции и профилиза-ции образования, а также учёте международного опыта построения образовательных систем в интеграционном пространстве.

4. Концептуальные основы обществоведческого образования начали закладываться на рубеже 80-90-х гг. и постоянно изменялись по мере формирования новых социальных и государственных подходов к реалиям общественной жизни, ценностным ориентациям, продуктивным накоплениям в базовых науках, дидактике, психологии, в экспериментальном преподавании и массовом педагогическом опыте. Динамика концептуальных составляющих в преподавании обществознания отражалась на содержании и структуре обществоведческого образования. Это прослеживается на основе генезиса школьных программ и учебно-методической литературы.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Другие статьи:

Методы диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
Используемые специальной психологией методы дают возможность определять своеобразие психического развития аномального ребенка. Изучение психических особенностей должно быть объективным и осуществляться с учетом динамики развития. Кроме того, оно должно носить аналитико-синтетический и комплексный характер. Н ...

Культурно-досуговая деятельность как объект научных исследований
Понятие "культурно-досуговая деятельность" вошло в научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х гг. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности. Интенсивная ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru