Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Педагогика как наука » Советское обществоведение в школе в период перестройки » Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Страница 9

Новые государственные образовательные подходы стали складываться со второй половины 1980-х гг., но их применение затруднялось непоследовательностью и бессистемностью политики высшей власти. В обществе назрело понимание необходимости формирования принципиально нового подхода к обществоведческой подготовке школьников, а не механической замены действующего школьного курса на иную дисциплину. Однако инициатива «снизу», символизировавшая рывок и направление реформирования образования и утверждение новаторской педагогики, натолкнулась на сложность проблем организационного и методического характера, а также на догматическое директивное противостояние управленческой элиты, на традиционные методологические подходы.

В начале 90-х гг. Государственная политика в области образования сводилась к принципам «свободы и плюрализма в образовании», что позволило обеспечить многообразие образовательных учреждений, вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Вместе с тем, Россия переживала системный кризис, характерный для переходных обществ, что самым непосредственным образом сказалось на состоянии образования. Кризис существенно затормозил некоторые позитивные изменения перестроечного периода. Утверждение рыночных отношений, которые вторглись в образовательную сферу, и четко обозначившийся уход государства из этой сферы привел к передаче значительной части его функций по содержанию школы органам местного самоуправления и частным спонсорам. Отсутствие опыта, финансовая бедность местного управления и перегруженность множеством текущих забот, а также низкая социальная ответственность отечественного, особенно регионального бизнеса породили немало негативных тенденций в системе школьного образования.

Попытки государства в 90-е гг. введения половинчатых, непродуманных, нелогичных нормативно-юридических документов, нарушающих философское норматирование образовательной линии («от общего к частному»), инициировали опасность утраты или возможности осуществлять полноценный образовательный процесс, что благоприятствовало росту негативных тенденций в массовом сознании и поведении граждан.

В середине 90-х гг. были разработаны нормативные документы для перехода к новой модели школьного обществоведческого образования. Введение в действие в 1993 г. Базисного учебного плана дали возможность школам разработать новые учебные планы. Это позволяло обеспечить, с одной стороны, единство педагогического пространства Российской Федерации, а с другой — отразить специфику региона и школы. Для совершенствования управления школьной образовательной системой было сформировано Министерство образования РФ. Противоречие образовательной сферы этого периода заключалось в том, что активизация законотворчества, созданного государственного аппарата в области целенаправленного процесса воспитания и обучения, столкнулось с чуждыми Российской традиции тенденциями в политике самого государства, касавшиеся, прежде всего, собственности и финансирования в области образования и науки.

Современное российское образование призвано адекватно отвечать на вызовы XXI века. Обозначенная Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Государственного Совета РФ в августе 1999 г. модернизация образования определяется, прежде всего, соответствием ее социально-значимым и перспективным запросам современной жизни страны.

На сегодняшнем этапе модернизация образовательной системы тесно связана с процессом ее стабилизации, с выходом на необходимые бюджетные нормативы, с решением социальных проблем педагогов. Современная российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет сформулирована общенациональная образовательная политика, внятная и пользующаяся широкой поддержкой общественности, если государство не восстановит свою ответственность за эту сферу с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Одной из практических задач власти является выработка статуса государственного образовательного учреждения, муниципальных учреждений общего образования с делегированием части федеральных полномочий местному управлению, совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования; усиление социальной направленности системы образования; структурная и институциональная перестройка профессионального образования; усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда; приведение нормативно правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Другие статьи:

Экспериментальное исследование по развитию конструктивных умений дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
Опытно-экспериментальная работа проводилась в ДОУ «Незабудка» с. Налобиха, Косихинского района в 2007-2008 учебном году с детьми 7-го года жизни, условно разделённых на две группы по восемь человек. Экспериментальная работа проводилась поэтапно: 1 этап – констатирующий эксперимент был направлен на выявление ...

Основные этапы эволюции Земли
История Земли по современным представлениям насчитывает примерно 4,6 млрд. лет. Многочисленные результаты исследования земной коры (химический состав и структура горных пород, их распределение по глубине, содержание радиоактивных изотопов, остатков ископаемых живых организмов) позволили установить картину фо ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru