До конца 80-х гг. в течение 25 лет все школы страны работали по единственному учебнику, по единой программе, отступать от которой не полагалось. За этим строго следили органы народного образования и партийные комитеты.
Несмотря на доминирование партийно-государственных установок, отсутствие элементов гражданского участия в развитии школьного обществоведческого образования, в исследуемый период был завершен переход ко всеобщему среднему образованию, обновлено содержание преподавания общественных наук, началась демократизация учебно-воспитательного процесса.
Важнейшими концептуальными новациями исследуемого периода являлась попытка новаторов-педагогов выйти из-под идеологического давления, перевести обществоведческий курс в гуманитарную плоскость «человек - общество» с опорой на характеристику основных сфер жизни. В конце 80-х гг. появились первые разработки гуманизации и гуманитаризации обществоведческого образования. Именно в период перестройки в обществе, а также в научно-педагогической среде, несмотря на сложности и заблуждения, были сформированы предпосылки для перехода к полномасштабной модернизации образования в соответствии с требованиями XXI века. Именно на этом историческом этапе развития российского общества выявлены ростки становления современного вариативного школьного обществоведческого образования.
В середине 80-х в духе перестроечных веяний, инициатив и рекомендаций учительского состава, в предложенной новой Программе курса обществоведения впервые освещались основные направления совершенствования организации учебного процесса по обществоведению. Это осуществление перехода от методик объяснительно-иллюстративного характера к методикам организации активной самостоятельной работы учащихся, в процессе которой они учились глубоко продумывать выводы марксизма-ленинизма, соотносить их с данными естественных и гуманитарных наук, осмысливать на их основе свой жизненный опыт, разбираться в фактах реальной действительности, перерабатывая ранее полученные при изучении всех учебных предметов и вновь изучаемые научные положения в собственные взгляды на окружающий мир, на свое место в обществе.
Неотъемлемым компонентом учебного процесса при этом было решение познавательных задач и выполнение практических заданий, которые направлены на развитие у учащихся самостоятельности мышления, формирование необходимых умений, прежде всего умения применять полученные знания на практике. Основные области применения знаний: анализ и оценка социальных процессов и явлений в последующих разделах курса, поиск ответов на актуальные вопросы современности, мировоззренческие обобщения на занятиях по другим учебным дисциплинам, наблюдения окружающей соци-альной действительности в ходе обучения предметам гуманитарного цикла.
Высокая познавательная и самостоятельная активность учащихся в учебном процессе должна была сочетаться с многообразными формами работы за пределами учебных занятий, в числе которых ученические конференции, диспуты, встречи с партийными, советскими, комсомольскими работниками, специалистами предприятий и учреждений, ветеранами, передовикамитруда.
Тем не менее, основные положения радикальной концепции школьной реформы, как и образования в целом, реализуемые в 1990-е гг. были заложены в годы «перестройки».
Комплексное и всестороннее исследование школьного гуманитарного образования на примере дисциплины школьного обществоведения в России периода (1985-2005 гг.) привело нас к следующим выводам:
1. Общественные науки вообще, школьное обществоведение в особенности, столь тесно связаны с жизнью социума, что любые изменения в обществе, в истории страны неизбежно находят отражение как в содержании социально-гуманитарного образования, так и в формах и методах его организации. Ни один цикл учебных предметов не претерпел (прежде всего, на официально-государственном уровне) таких целевых и структурно-содержательных трансформаций вследствие коренного обновления, как социогуманитарный историко-обществоведческий.
2. В значительной степени само образование, особенно гуманитарное, советским государством в 80-е гг. XX века рассматривалось как важнейший элемент идейно-воспитательной работы, благодаря которому формировался советский тип гражданина и патриота. В этот период руководство страны в итоговых документах требовало решительных изменений в содержании образования, приведение его в соответствие с требованиями жизни, с опорой на хорошую экспериментальную работу, мнение и опыт учительства, научно-педагогической общественности.
Другие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико – фонематическим
недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нередко наблюдается смазанность речи, "сж ...
Урок – основная форма организации обучения
Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлеченным в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьезные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Так, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные типы образоват ...