Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Педагогика как наука » Советское обществоведение в школе в период перестройки » Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Страница 7

Однако при свете гласности и для педагогической общественности, и для просвещенчески настроенной интеллигенции стало ясно, что новаторство - не панацея, что речь идет скорее о натаскивании и дрессировке, чем о воспитании и обучении. Это явственно показали тоги экзаменов и школьных собеседований по обществоведческое подготовке выпускников школы.

Исчезновение новаторов с переднего плана общественной жизни по времени совпало с демифологизацией Просвещения.

С разрушением же просвещенческой мифологемы заколебались и стали распадаться ее порождения: атеизм, марксизм и технократизм - несущие конструкции советской общеобразовательной обязательной политической школы и открылись горизонты для обновленческих процессов школьного обществоведческого образования.

Таким образом, перестроечные процессы второй половины 80-х гг., связанные с демократизацией и гласностью, впервые за всю историю советской школы создали реальные возможности для вариации системы школьного гуманитарного образования.

В исследуемый период в значительной степени самообразование, особенно гуманитарное, советским государством в 80-е гг. XX века рассматривалось как важнейший элемент идейно-воспитательной работы, благодаря которым формировался советский тип гражданина и патриота. В этот период руководство страны в итоговых документах требовало решительных изменений в содержании образования, приведение его в соответствие с требованиями жизни, с опорой на хорошую экспериментальную работу, мнение и опыт учительства, научно-педагогической общественности.

Новые государственные образовательные подходы стали складываться со второй половины 1980-х гг., но их применение затруднялось непоследовательностью и бессистемностью политики высшей власти. В обществе назрело понимание необходимости формирования принципиально нового подхода к обществоведческой подготовке школьников, а не механической замены действующего школьного курса на иную дисциплину. Однако инициатива «снизу», символизировавшая рывок и направление реформирования образования и утверждение новаторской педагогики, натолкнулась на сложность проблем организационного и методического характера, а также на догматическое директивное противостояние управленческой элиты, на традиционные методологические подходы.

Во второй половине 1980-х гг. цели обществоведческого образования ставила правящая партия, исходя из программной задачи «воспитание нового человека» - понимающего политику КПСС и способного проводить ее в жизнь.

Концептуальные основы обществоведческого образования начали закладываться на рубеже 80-90-х гг. и постоянно изменялись по мере формирования новых социальных и государственных подходов к реалиям общественной жизни, ценностным ориентациям, продуктивным накоплениям в базовых науках, дидактике, психологии, в экспериментальном преподавании и массовом педагогическом опыте. Динамика концептуальных составляющих в преподавании обществознания отражалась на содержании и структуре обществоведческого образования. Это прослеживается на основе генезиса школьных программ и учебно-методической литературы.

В конце 80-х гг. увеличилось расхождение между сложившимся в 60-70-е гг. содержанием обществоведческих дисциплин и реальной жизнью общества. Назрел вопрос о полном обновлении содержания и методов обществоведческого образования, о его месте и роли в учебном плане общеобразовательной школы. Эти процессы на рубеже 80-90-х гг. нашли отражение в Концепции обществоведческого образования, разработанной лабораторией обществоведческого образования института общего среднего образования Российской Академии образования во главе с Л.Н. Боголюбовым.

В этот период ранее созданный учебно-методический комплекс устарел, а создание нового курса лишь началось. Обретенная свобода педагогической деятельности имела своим результатом поток нововведений. Появились разнообразные учебные пособия, общероссийские и региональные, а также авторские, как интегрированные, так и представляющие одну из общественных наук. Новые курсы существенно отличались по содержанию, идейной направленности, уровню и качеству изложения учебного материала. В практике наряду с интересными и ценными разработками появились далекие от науки, малограмотные тексты, а также механически «опрокинутые» на школу вузовские курсы.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другие статьи:

Анализ современных образовательных программ для дошкольных образовательных программ
Лишь при условии выявления возможностей и содержания работы в дошкольном образовательном учреждении, можно развивать чувство времени. Для этого необходимо рассмотреть современные образовательные программы с точки зрения развития чувства времени в образовательной, воспитательной и игровой деятельности детей. ...

Особенности развития фонематических процессов
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют достаточный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru