Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий

Страница 8

Такой подход, предполагающий значительный объем предварительной работы педагога, вызвал нарекания со стороны некоторых учителей-апробаторов: «учитель и так перегружен, а еще приходится тратить время на подготовку к уроку, выделение фрагментов на картинах! УМК должен облегчать работу педагога – а в таком виде он ее только усложняет!» Справедливости ради отметим, что в этих замечаниях есть резон – действительно, время на подготовку к уроку увеличивается. Но вспомним старую педагогическую истину – нельзя подготовиться к уроку одни раз и навсегда, тем более, если речь идет о создании личностно-ориентированной модели образования. Очевидно, что невозможно подготовить сценарии уроков и ресурсы так, чтобы они удовлетворяли все классы во всех регионах страны! Ведь каждый урок строится своим, особенным образом, и только учитель может подготовить необходимые для урока материалы, осуществив их выбор и обработку с учетом психологических, возрастных особенностей детей, уровня их развития, собственных предпочтений.

Контроль и оценка учебного процесса – вообще одна из самых дискуссионных проблем в теории и практике преподавания МХК. Разработчики УМК наиболее походящей формой текущего и завершающего контроля и оценки считают портфолио, поскольку основной формой изучения курса являются творческие и исследовательские работы учащихся. Эти работы выполняются как в электронном, так и в бумажном виде. Соответственно, для их хранения создаются два вида портфолио.

Электронное портфолио учащегося представляет собой набор файлов, созданных в процессе работы с различными компьютерными инструментами. Все они сохраняются в школьной сети, в специально отведенной каждому ученику зоне информационного пространства. Это относится и к тем файлам, которые учащиеся создают дома. Учитель имеет возможность при необходимости познакомиться с содержанием электронных портфолио.

Наряду с электронным, для каждого учащегося создается бумажное портфолио, где могут храниться работы, выполненные традиционным образом: рисунки, сочинения, ответы на тестовые задания и пр. Для этого в составе УМК содержатся заранее подготовленные графические шаблоны, которые могут быть распечатаны и использованы в бумажном виде.

Для творческой работы учеников есть специальные компьютерные инструменты, «Планшет» и «Театр». Они предоставляют ученикам уникальную возможность создания собственных «текстов культуры» – композиций, основанных на использовании графических элементов и символов, относящихся к той или иной эпохе или цивилизации. Для этих инструментов разработаны библиотеки знаков, соответствующие различным разделам курса. Графические элементы можно свободно перемещать по «листу» (компьютерному экрану), увеличивать, уменьшать, поворачивать, отражать зеркально – в результате появляется композиция из элементов выбранной группы. Она может быть сохранена в виде файла, который впоследствии доступен для продолжения работы или для показа. Тема композиции, которую предстоит создать учащимся, может быть задана учителем или выбрана самим учеником в рамках изучаемого раздела курса. Например, ученики могут самостоятельно создавать композиции на темы древнегреческих мифов, заново «изобретать» древние орнаменты, разрабатывать мотивы для украшения сосудов и т.д.

Не готова к внедрению новых УМК и администрация большинства образовательных учреждений, поскольку эта работа требует коренной перестройки самого учебного процесса, в частности, новой организации рабочего пространства учебных кабинетов. Этот, казалось бы, бытовой вопрос оказался одним из наиболее сложных в процессе апробации. Авторы предусмотрели различные варианты работы с электронными компонентами (в компьютерном классе с десятками компьютеров, в обычном классе с одним компьютером). Но во всех случаях предполагалось, что на уроке дети пользуются не только компьютером, но и тетрадями, карандашами, другими материалами.

Как показали результаты апробации, оказалось почти невозможно совместить выполнение заданий на компьютере и за обычными столами, особенно если творческое задание требует использования глины, красок и т.д. Учитель, проводивший урок по культуре Древнего Китая, так прокомментировал эту ситуацию: «Компьютерный класс не приспособлен для творческой изобразительной деятельности учащихся. А написание китайских иероглифов должно проводиться как минимум кистью и тушью. Где можно расположить баночки с тушью и воду? Рядом с компьютерной клавиатурой? Современные дети не умеют работать тушью, она сразу проливается – а ведь наличие в компьютерном классе раковины для мытья рук не предполагается. Работа и так затруднена наличием большого количества учеников в компьютерном классе – одна группа за компьютерами, другая на дополнительных стульях в середине класса.»

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Воспитание этнической толерантности как педагогическая проблема
История Российского государства – это история освоения новых земель, присоединения новых народов, взаимоотношений различных этносов. Русская нация развивалась в процессе смешения и взаимопроникновения различных этнических групп. И поэтому очень тяжело признавать, что в последние годы для нашей Родины были св ...

Теоретическое обоснование необходимости формирования у дошкольников естественнонаучной картины мира
Задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ усложняются из года в год, совершенствуются содержание и методы обучения детей. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru