Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий

Страница 8

Такой подход, предполагающий значительный объем предварительной работы педагога, вызвал нарекания со стороны некоторых учителей-апробаторов: «учитель и так перегружен, а еще приходится тратить время на подготовку к уроку, выделение фрагментов на картинах! УМК должен облегчать работу педагога – а в таком виде он ее только усложняет!» Справедливости ради отметим, что в этих замечаниях есть резон – действительно, время на подготовку к уроку увеличивается. Но вспомним старую педагогическую истину – нельзя подготовиться к уроку одни раз и навсегда, тем более, если речь идет о создании личностно-ориентированной модели образования. Очевидно, что невозможно подготовить сценарии уроков и ресурсы так, чтобы они удовлетворяли все классы во всех регионах страны! Ведь каждый урок строится своим, особенным образом, и только учитель может подготовить необходимые для урока материалы, осуществив их выбор и обработку с учетом психологических, возрастных особенностей детей, уровня их развития, собственных предпочтений.

Контроль и оценка учебного процесса – вообще одна из самых дискуссионных проблем в теории и практике преподавания МХК. Разработчики УМК наиболее походящей формой текущего и завершающего контроля и оценки считают портфолио, поскольку основной формой изучения курса являются творческие и исследовательские работы учащихся. Эти работы выполняются как в электронном, так и в бумажном виде. Соответственно, для их хранения создаются два вида портфолио.

Электронное портфолио учащегося представляет собой набор файлов, созданных в процессе работы с различными компьютерными инструментами. Все они сохраняются в школьной сети, в специально отведенной каждому ученику зоне информационного пространства. Это относится и к тем файлам, которые учащиеся создают дома. Учитель имеет возможность при необходимости познакомиться с содержанием электронных портфолио.

Наряду с электронным, для каждого учащегося создается бумажное портфолио, где могут храниться работы, выполненные традиционным образом: рисунки, сочинения, ответы на тестовые задания и пр. Для этого в составе УМК содержатся заранее подготовленные графические шаблоны, которые могут быть распечатаны и использованы в бумажном виде.

Для творческой работы учеников есть специальные компьютерные инструменты, «Планшет» и «Театр». Они предоставляют ученикам уникальную возможность создания собственных «текстов культуры» – композиций, основанных на использовании графических элементов и символов, относящихся к той или иной эпохе или цивилизации. Для этих инструментов разработаны библиотеки знаков, соответствующие различным разделам курса. Графические элементы можно свободно перемещать по «листу» (компьютерному экрану), увеличивать, уменьшать, поворачивать, отражать зеркально – в результате появляется композиция из элементов выбранной группы. Она может быть сохранена в виде файла, который впоследствии доступен для продолжения работы или для показа. Тема композиции, которую предстоит создать учащимся, может быть задана учителем или выбрана самим учеником в рамках изучаемого раздела курса. Например, ученики могут самостоятельно создавать композиции на темы древнегреческих мифов, заново «изобретать» древние орнаменты, разрабатывать мотивы для украшения сосудов и т.д.

Не готова к внедрению новых УМК и администрация большинства образовательных учреждений, поскольку эта работа требует коренной перестройки самого учебного процесса, в частности, новой организации рабочего пространства учебных кабинетов. Этот, казалось бы, бытовой вопрос оказался одним из наиболее сложных в процессе апробации. Авторы предусмотрели различные варианты работы с электронными компонентами (в компьютерном классе с десятками компьютеров, в обычном классе с одним компьютером). Но во всех случаях предполагалось, что на уроке дети пользуются не только компьютером, но и тетрадями, карандашами, другими материалами.

Как показали результаты апробации, оказалось почти невозможно совместить выполнение заданий на компьютере и за обычными столами, особенно если творческое задание требует использования глины, красок и т.д. Учитель, проводивший урок по культуре Древнего Китая, так прокомментировал эту ситуацию: «Компьютерный класс не приспособлен для творческой изобразительной деятельности учащихся. А написание китайских иероглифов должно проводиться как минимум кистью и тушью. Где можно расположить баночки с тушью и воду? Рядом с компьютерной клавиатурой? Современные дети не умеют работать тушью, она сразу проливается – а ведь наличие в компьютерном классе раковины для мытья рук не предполагается. Работа и так затруднена наличием большого количества учеников в компьютерном классе – одна группа за компьютерами, другая на дополнительных стульях в середине класса.»

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Дерево мероприятий
Дерево мероприятий для подцели «Разработка законодательства, государственных программ» Критерии, которые необходимо брать в учет при взвешивании альтернатив: -эффективность варианта; -сложность реализации варианта; -затраты времени на подготовку варианта; -денежные затраты на реализацию варианта. Расчет весо ...

«Языковой портфель достижений ученика» является одной из новых, недавно оформившихся технологий обучения русскому языку
коммуникативный учащийся речевой компетенция обучение По форме «Языковой портфель» – новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых, коммуникативных умений учащихся на протяжении всего школьного курса обучения языку. Назначение языкового портфеля заключается в описании проделанной учеником р ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru