2. От особенностей изучаемого предмета. Специфика литературы в том, что она воздействует на эмоциональную сферу, воображение, влияет на становление нравственных ценностей. Именно поэтому в занятия включены инсценирование, проблемные вопросы, выразительное чтение наизусть, беседа, подкрепленные музыкальным сопровождением.
3. От целей, задач и содержания материала конкретного занятия. Так как цель экскурсии - развивать интерес к литературе через формирование представления о своеобразии жизни и творчества писателя - сказочника, поэтому используются следующие методы: беседа, рассказ, выразительное чтение. Информация обязательно подкрепляется наглядным материалом. Так как цель литературного вечера - развивать интерес к литературе через расширение и углубление представления учащихся о своеобразии сказок, то предполагается использование эвристических методов: инсценирование, проблемные вопросы, выразительное чтение. Развивать интерес на литературной викторине помогают методы творческого чтения, эвристические и репродуктивные: инсценирование, выразительное чтение, постановка проблемных вопросов.
Проектируя данные внеклассные занятия, мы руководствовались следующими дидактическими принципами (выделенными И.П. Подласым):
1. Развивающего и воспитывающего характера обучения, направленного на всестороннее развитие личности. Проявляется в том, что все учащиеся задействованы в интересующей их сфере, позволяющей проявить индивидуальные способности.
2. Системности и последовательности, выражающийся в последовательном расположении внеклассных занятий, объединенных целью.
3. Сознательности, активности и самостоятельности при руководящей роли учителя.
4. Наглядности, выражающийся в целесообразном привлечении всех органов чувств для эффективности достижения цели.
5. В связи с требованиями ГОС (НРК), а также для улучшения качества результата в содержание внеклассных занятий включены принципы гуманизации:
индивидуализации - каждый ребенок выбирает дело в соответствии со своими индивидуальными способностями и интересами (оформление, инсценирование и другое);
персонификации, заключающийся в обращении к внутреннему миру подростка, чувствам, влиянии на эмоциональную сферу, осознании личностной значимости данных занятий (на этапе рефлексии после каждого занятия);
проблематизации - постановка и решение проблемных вопросов;
диалогизации - участие в диалоге благодаря проблемным вопросам.
Итак, мы рассмотрели технологию проектирования внеклассных занятий, сложность которых состоит не только в том, что нужно учитывать все методические и психолого-педагогические основы, но и то, что учащиеся уже знают и умеют делать. Ведь проектирование любой внеурочной работы - всегда есть действие с уже имеющейся базой.
Заочная литературная экскурсия по литературе на тему: "Дорогой великого писателя"
Цель: способствовать развитию интереса к литературе посредством воспитания интереса к личности писателя - сказочника.
Задачи:
1. Формировать у учащихся представления о фактах жизни и творчества Х.К. Андерсена.
2. Развивать артистические, оформительские способности, умение отбирать и представлять биографический материал.
3. Воспитывать чувство ответственности при подготовке и проведении экскурсии; воспитывать эмоционально - оценочное отношение к личности писателя - сказочника.
Другие статьи:
Геометрическая прогрессия
Рассмотрим последовательность, членами которой являются степени числа 2 с натуральными показателями: 2; ; ; ; … . Каждый член этой последовательности, начиная со второго, получается умножением предыдущего члена на 2. Эта последовательность является примером геометрической прогрессии. Определение. Геометричес ...
Занимательные формы внеклассной работы по физической географии, их характеристика,
значение, эффективность
Опыт работы учителей географии всегда характеризовался большой по объему, интересной по содержанию, активной внеклассной работой. Он обобщен в специальных периодических изданиях: теоретическом и научно-методическом журнале «География в школе», в научно-методических журналах «География и экология в школе XXI ...