Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса

Педагогика как наука » Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса

Страница 13

проявление повышенной активности, дающее возможность практически всем учащимся принять участие в подготовке и проведении занятий;

усложнение отношений со взрослыми, ведущее за собой протест против приказов и наставлений. Поэтому при организации занятий учитель занимает позицию консультанта и помощника;

стремление к самовыражению. Учитывая эту особенность, мы дали возможность учащимся заняться тем делом, которое им ближе, и в котором они могут себя проявить.

Учет возрастных особенностей и специфика внеклассной работы были положены в основу проектируемых нами занятий, которым присущи все признаки системности, выделенные В.С. Безруковой:

В основе - полнота компонентов, способствующих достижению одной цели. В нашей системе в качестве компонентов выступают различные формы внеклассных занятий, объединенных одной целью - развитием у учащихся 5 класса интереса к литературе.

Наличие связей и зависимостей между компонентами, взаимосвязанных одной целью. Все разработанные нами внеклассные занятия последовательны по отношению друг к другу, что выражается:

В их содержании:

на экскурсии происходит развитие интереса через расширение и углубление представления о личности писателя - сказочника посредством ознакомления учащихся с рассказами экскурсоводов об отдельных этапах жизни писателя, подкрепленных фотографиями и репродукциями картин;

на литературном вечере предполагается развитие интереса через углубление и расширение представления о своеобразии творчества писателя посредством визуального и аудиального ознакомления с его сказками (через инсценирование отдельных эпизодов);

на литературной викторине происходит развитие интереса к литературе через осмысление некоторых проблемных сторон произведений, а также своеобразная проверка уровня сформированности представления о специфике сказок Андерсена посредством участия в обсуждении и вопросов, а также участия в инсценирование отрывка из произведения.

2. В наличии взаимосвязанных, единых для внеклассных занятий методов и принципов, которые мы подробнее опишем ниже.

3. Наличие ведущего звена, идеи, необходимой для объединения компонентов. Наши занятия объединены:

темой: "Своеобразие сказок Х.К. Андерсена";

целью: развитие интереса к литературе у учащихся 5 класса;

идеей: вызвать у учащихся интерес к литературе через своеобразие сказок Андерсена.

4. Появление у компонентов системы общих качеств, что обусловливается спецификой внеклассных занятий: органическое единство учебной и внеучебной работы; предоставление каждому учащемуся возможности заниматься полезным делом с учетом его интересов, склонностей и способностей; разнообразие форм занятий; повышенная роль и активность учащихся; большая степень детализации и другие, описанные нами в пояснительной записке.

Таким образом, учитывая вышеизложенные доказательства, мы можем утверждать, что все внеклассные занятия приведены в единую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Важно отметить, что выбранные нами формы внеклассных занятий определяют методы, лежащие в основе организации деятельности на внеклассных занятиях. По мнению профессора Пидкассистого, выбор методов зависит от:

1. Общих целей воспитания и развития. В нашем случае внеклассные занятия объединены общей целью - целью развития интереса к литературе, которое может происходить только при сознательной, интенсивной работе учащихся. Поэтому все методы направлены на включение учащихся в активную творческую деятельность (по Кудрешову): метод творческого чтения (выразительное чтение), эвристический (инсценирование, проблемные вопросы).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Другие статьи:

Виды детских оздоровительных лагерей и опыт их организации
Первые лагеря для активного отдыха детей были созданы в 20-е годы XX века. В советское время пионерские лагеря позволяли большей части детей страны отдыхать вне дома. Учителя во время школьных каникул обеспечивали воспитательную, образовательную и идеологическую работу. В конце 80-х годов XX века в период ре ...

Особенности старшего школьного возраста и их учет в организации классного коллектива
Одним из условий обеспечивающих эффективность педагогического управления развитием коллектива старшеклассников является учет педагогом возрастных особенностей учащихся. Старший школьный возраст (ранняя юность) охватывает период развития детей от 15 до 17 лет. К концу этого этапа завершается характерный для п ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru