Высшее сестринское образование в России. Особенности, проблемы, перспективы

Педагогика как наука » Высшее сестринское образование в России. Особенности, проблемы, перспективы

На сегодняшний день на одного врача приходиться 2,18 медицинских сестер. К 2015 году это соотношение должно составлять 1 к 3,а к 2020 году – 1 к 8.

Рис.1 Соотношение медицинских сестер и врачей

В мае нынешнего года министерство объявило, что ставит своей целью увеличить количество медицинских сестер в разы. На сегодняшний день на одного врача приходится 2,18 медицинских сестер. К 2015 г. это соотношение должно составлять 1:4, а к 2020 г. 1:8 в реабилитационной и патронажной службах. Если учесть, что, по данным Росстата, в России в 2008 г. насчитывалось 703,8 тыс. врачей и 1512,2 тыс. работников среднего звена, из них в системе Минздравсоцразвития России трудится 607,7 тыс. врачей и 1300 тыс. средних медицинских работников (большинство из которых медицинские сестры), то, чтобы достигнуть соотношения хотя бы 1:4, нужно за несколько лет дополнительно подготовить как минимум 1 млн 300 тыс. специалистов сестринского дела, что нереально. Вряд ли найдется такое количество желающих стать средними медработниками, тем более что уже сейчас медицинские колледжи испытывают дефицит абитуриентов. К тому же до 40% и более выпускников медучилищ в первые же годы уходят, работают не по специальности .

Каждая медицинская сестра задумывается о своих перспективах дальнейшего роста и совершенствования своих способностей. До появления факультетов высшего сестринского образования эти возможности ограничивались получением категории, для получения диплома о высшем образовании, необходимо было менять профессию. Подготовка медицинских сестер сводилась к отработке умений выполнять определенный перечень манипуляций.

Проводимая в Российской Федерации реформа сестринского образования изменяет отношение к роли медицинской сестры в отечественном здравоохранении, особенно с учетом сестринского процесса. Требования к уровню подготовки медицинской сестры менялись на протяжении многих лет так же, как менялись запросы общества и условия жизни.

Но, к сожалению, не сформирована среда для деятельности медицинских сестер новой формации. Наблюдается опережение уровня подготовки средних медицинских кадров по состоянию сестринского дела в практическом здравоохранении. Руководители лечебно -профилактических учреждений не в полной мере используют потенциал сестринского персонала с высшим образованием.

Получение высшего образования способно изменить психологию врачей и пациентов, руководителей лечебно-профилактических учреждений по восприятию сестринских технологий и необходимости их внедрения в практическое здравоохранение.

Профессиональная деятельность медицинских сестер на сегодняшний день не может оставаться на прежнем уровне развития. Высшее сестринское образование способно помочь увидеть врачам в медицинских сестрах не только второстепенных помощников, механически выполняющих указания врачей, а равноправных участников лечебного процесса, признавать за ними собственное мнение, прислушиваться к их голосам при обсуждении состояния больного.

Качество подготовки выпускника – это не частное дело образовательного учреждения, а общая проблема качества жизни современного социума.

Идея предоставления медсестрам возможности развития и совершенствования своих способностей с тем, чтобы наиболее квалифицированно оказывать помощь населению, а также обеспечить развитие профессионального мышления для принятия самостоятельных решений, основанных на научных, организационных принципах была высказана в 1966 году Комитетом экспертов ВОЗ по сестринскому делу.

В настоящий момент для повышения качества подготовки специалистов необходимы следующие условия:

- личностно-ориентированный подход;

- единство целей обучения;

- стандартизация образования;

- использование современных педагогических и информационных технологий;

- формирование у студентов профессиональной мотивации и ценности отношения к собственному профессиональному обучению;

- совершенствование форм и методов практического обучения студентов;

- повышение уровня учебно-программного и методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ГОСа;

- развитие и применение новых инновационных моделей образования.

Право на образование является одним из неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.Необходимость модернизации здравоохранения и повышения его эффективности невозможно при острой нехватке сестринского персонала.

Первые факультеты высшего сестринского образования в России появились в 1991 году в Москве и Самаре. Сегодня около 35 высших учебных заведений России проводит обучение по специальности 040600 "Сестринское дело". Факультет высшего сестринского образования СПбГМА им. И.И.Мечникова организован решением Ученного Совета и приказами ректора от 01.02.92 года № 361-с и 362-с. Утвержден приказом МЗ РФ 01.11.92 года.

Открытие факультета соответствовало положениям приказа Госкомитета СССР по народному образованию № 13 от 28.06.91 года и послужило началом участия ВУЗа в новом направлении подготовки учебных кадров учреждений здравоохранения- менеджеров сестринского дела.

Целью обучения является подготовка высококвалифицированных специалистов –руководителей сестринской службы, подготовка преподавателей сестринского дела и научных кадров по сестринскому делу.

Возможность повышения образовательного статуса- это потенциал профессии и ее перспектива. Высшее сестринское образование –это первый опыт подготовки профессиональных управленцев для системы здравоохранения.

Реформы в системе образования в России продолжаются. Главные задачи реформирования образования это получение качественного образования, с применением инновационных технологий, его равная доступность для всех граждан, эффективное взаимодействие с рынком труда. Конкурентоспособность России на мировом рынке труда, обеспечение внутренних потребностей в высокопрофессионально подготовленных кадрах, уменьшение разрыва между содержанием образование и применением полученных знаний на практике. Проблема негибкости, инерционности, слабой реакции системы образования на внешние факторы во многом связана с проблемой дефицита преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации.

Подготовленный сестринский персонал способен брать на себя решение одной из основных задач здравоохранения - профилактику заболеваний, укрепление здоровья населения, обучение здоровому образу жизни. Происходит постепенное изменение целей и задач сестринского ухода. Теперь в центре его - не болезнь, а пациент, его личность, его физические и социальные проблемы, связанные с болезнью; пациент в его привычном окружении и среде обитания, основной же акцент ухода направлен на то, чтобы помочь ему сделать правильный выбор и достичь оптимального качества жизни путем мобилизации своих собственных ресурсов и потенциала здоровья, а не просто выполнение частных задач ухода за больным. Такие перемены выдвигают новые требования к подготовке медицинских сестер.

Российская система профессионального образования призвана осуществлять дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребности населения, роста услуг и гарантирует соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач.

Исследование, проведенное в 2004 году по оценке качества профессиональной подготовки специалистов на базовом, повышенном уровнях и в системе высшего сестринского образования, показало целесообразность внесения ряда дополнений в содержание государственных образовательных стандартов. Экспертами являлись свыше 450 руководителей сестринских служб медицинских учреждений из 35 субъектов РФ; директора медицинских училищ и колледжей; деканы факультетов высшего сестринского образования.

Мнение руководителей сестринских служб медицинских организаций очень важно, так как именно они являются "заказчиками" и будущими работодателями сестер с высшим сестринским образованием. Именно руководители формируют спрос на рынке труда для кадровых агентств и служб подбора персонала.

Однако, введение новых дисциплин в образовательный стандарт должно учитывать целесообразность и необходимость данных знаний и умений для будущей профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием, преемственность получаемых знаний на каждом уровне образования, их усложнения в соответствии с требованиями профессиональной компетенции.

Изменение распределения учебной нагрузки в сторону увеличения объема учебных часов не может рассматриваться как основной путь повышения качества образования специалистов сестринского дела.

На совещании деканов факультетов высшего сестринского образования образовательных учреждений высшего и дополнительного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с участием экспертов Всемирной организации здравоохранения консультантом Департамента развития медицинской помощи и курортного дела Министерства Росздрава РФ Слепушенко И.О. были приведены цифры, характеризующие проблемы кадров в сестринском деле.

С каждым годом увеличивается количество преподавателей с высшим сестринским образованием в учреждениях среднего и медицинского образования Российской Федерации. Специалисты с высшим сестринским образованием владеют новыми подходами по теории и практике сестринского ухода. Благодаря углубленному изучению таких дисциплин, как "Сестринское дело". Они используют в учебном процессе новые подходы по сестринскому уходу, который должен быть направлен на человека, а не на болезнь. Обучают студентов выявлять нарушения потребностей пациента и возникающие у него проблемы, а также определять реакцию пациента, его родственников на болезнь.

Обеспеченность медицинскими кадрами, показатель соотношения специалистов разных профессиональных категорий, укомплектованность персонала являются одними из важных проблем кадровой политики в здравоохранении наряду с:

несовершенством нормативно-правовой базы, определяющей профессиональную деятельность персонала;

несоответствие подготовки специалистов потребностям практического здравоохранения и задачам структурной перестройки отрасли;

- отсутствием научно обоснованных методов планирования численности медицинского персонала и другие.

От состояния уровня и качества подготовки специалистов отрасли в значительной мере зависят перспективы развития здравоохранения.

Профессиональный и карьерный рост после получения высшего сестринского образования, способствует повышению престижа профессии среди ориентированной на получение медицинской профессии молодежи.

Медицинская сестра с высшим образованием служит соединяющим мостом между врачами, медицинскими работниками среднего звена, социальными службами, пациентами и родственниками пациентов. Знания практической психологии и педагогики, бухгалтерского учета, основ маркетинга и менеджмента, направлений страховой медицины, современных тенденций развития сестринского дела в России и за рубежом делают такого специалиста буквально незаменимым. Следовательно, медсестра-менеджер имеет возможность спрогнозировать потребности населения в медицинских услугах, выделить приоритетные проблемы, определить партнеров (участников) мероприятий, участвующих в оказании первичной медико-санитарной помощи.

Целью данной работы является: изучить информированность студентов высшего сестринского образования о новых программах высшего образования и постдипломного образования.

Задачи данной работы:

Проанализировать образовательный стандарт высшего сестринского образования с точки-зрения интеграции в Европейское образовательное пространство.

Провести анализ контингента студентов факультета высшего сестринского образования.

Провести анализ социально-профессиональной ориентации студентов ФВСО

Исследовать влияние обучения на ФВСО на формирование профессиональных качеств организатора, руководителя.

Объект исследования

Студенты факультета высшего сестринского образования заочного отделения 1 курс и очно-заочного отделения 5 курс. Контрольная группа - выпускники ФВСО.

Предмет исследования

Болонская система и её образовательные программы. Образовательные программы высшего сестринского образования действующие в России, особенности сестринского образования за рубежом. Социально-психологические аспекты мотивации среднего медицинского персонала, обучающегося на факультете высшего сестринского образования. Влияние высшего образования на социально-профессиональную ориентацию сестринских кадров.

Место проведения исследования

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова факультет высшего сестринского образования

Методы исследования

аналитический

социологический (анкетирование)

статистический

Этапы исследования

подготовительный (сбор и обработка информации)

исполнительный (составление анкеты, анкетирование студентов, статистическая обработка анкет)

заключительный (оценка результатов)


Другие статьи:

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
дошкольный родитель взаимодействие образовательный В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошло ...

Итоговый тест по физике за I четверть для учащихся 7 класса
1. К физическим явлениям относится 1) размножение микробов 2) пожелтение листьев 3) падение капель дождя 4) гниение соломы 2. Физическим телом является 1) нож 2) вода 3) ураган 4) температура 3. Веществом является 1) веревка 2) железо 3) литр 4) ветер 4. Данный термометр показывает температуру… °С 1) 37.5 2) ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru